Партнеры

 


Информационные партнеры


Трудные шаги к миру после коронавируса — интервью с Ксенией Собчак

В Башкирии прошел онлайн-форум «Мир после коронавируса». Площадка собрала десятки ведущих российских и мировых экспертов, которые попытались прогнозировать, что же будет с экономикой после пандемии. Модератор международной пленарной сессии, известная телеведущая Ксения Собчак, поделилась своим мнением о том, что же нас ждет.

— Организаторы, проводя форум, ставят себе конкретную цель понять, что делать и когда все это закончится. С вашей точки зрения, у регионов и властей страны сегодня есть ответы на эти вопросы или пока все в неведении?

­— Мне кажется, что сейчас ни у кого в мире четких ответов на эти вопросы нет. Суть форума как раз в этом – делиться опытом, говорить с ведущими экспертами, мыслителями. Меня, действительно, потрясла грандиозность задумки, потому что когда я увидела список спикеров, я поняла, что мне это интересно, что я готова прилететь в Уфу ради такого большого события. Потому что размышлять будут звезды мировой величины, например, автор книги «Черный лебедь». И это потрясающе, что такого масштаба люди будут заявлять свои позиции.

Ответа нет ни у кого. Поэтому нам надо всем человечеством сейчас искать. И мы тоже, как я понимаю, в поиске. Предлагается много решений, есть разные примеры стран – Швеция, например, идет одним путем, Беларусь – другим, мы – третьим. Нужно через обмен опытом принимать какие-то решения. Для этого, собственно, форум и сделан.

— В 2018 году вы участвовали в президентской кампании и ваша программа называлась «123 трудных шага». Какие шаги в первую очередь сейчас нужно делать властям и регионов, и страны, чтобы нивелировать ситуацию в экономике?

— Смотрите, сейчас ситуация внештатная, поэтому сейчас нужны конкретные меры. Об этих мерах я уже писала в своих соцсетях. Начала я это делать сразу после первого выступления Президента, потому что не согласна с тем, что отпускными днями назвали сидение дома без денег для людей. Я считаю, что правительство должно было назвать это юридически иной формой, чтобы делать выплаты людям, либо не пудрить мозги. Более месяца назад я написала, что нужно сделать. Вот могу вам зачитать, что было мной написано ровно месяц назад: перестать строить «человейники» по всей стране, а только больничные корпуса, покупать оборудование, втрое больше платить врачам, делать анализы.

Второе – выделить из резервов минимум 100 млрд долларов и срочно раздать пенсионерам, студентам, матерям, детям, безработным, самозанятым, отменить все налоги на год, компенсировать проценты по кредитам на год, регионам – компенсировать транспорт, ЖКХ , бюджетникам – выпавшие налоги и доходы.

Я считаю, что это должен быть комплекс мер. Это делается во всех странах. Например, Япония выделила около 20% ВВП на эту кампанию. В нашем случае, речь идет о нескольких процентах ВВП. То есть наш Стабфонд, наши запасы золоторезервные позволяют это сделать. Надеюсь, что государство выстраивает именно в этом направлении свою политику. Почему это не сделано до сих пор – я не понимаю. Это просто необходимо для выживания. Как люди второй месяц сидят по домам без зарплаты? Потому что многие получали серую зарплату, у многих просто закрылись предприятия. Повесить это все просто на малый и средний бизнес невозможно, людям неоткуда брать деньги для того, чтобы платить эти зарплаты.

— Вы с бизнесменами общаетесь, что они говорят? Те меры поддержки, которые принимаются как федеральными властями, так и в регионах, помогают? Собянин анонсировал, что в Москве меры поддержки будут порядка 170 млрд рублей при бюджете более трех триллионов. У нас в Башкортостане власти выделили 30 млрд и бюджет у нас 220 млрд. Ваши коллеги что говорят, умрет бизнес, не умрет?

— Мы все на пороге глобальной рецессии во всем мире независимо от того, будут приняты эти меры или нет. Надо понимать, что первой волной нас захлестнула пандемия, второй волной нас захлестнет великая депрессия. Это уже неизбежно, мы должны принять это как факт. Какие бы меры правительство сегодня ни предприняло, они могут смягчить ситуацию, но не исправить. Это общемировой тренд. Мы видим, как выходит Китай из карантина, как очень медленно начинает выходить Европа: все равно спрос сильно упал, все равно люди боятся ходить в места развлечений, рестораны, кинотеатры. Это не восстановится за день-два. Я думаю, что примерно два года будет идти восстановление после ситуации с пандемией, которая сейчас возникла.

— В части денег, вы считаете, что их все таки нужно раздавать?

— Нельзя просто раздать деньги, не принимая другие меры. В первую очередь, на мой взгляд, должна идти существенная поддержка малого и среднего бизнеса. Мера по раздаче денег населению необходима, но она не должна быть единственной. В этом смысле обсуждать можно только некий «пакет выживания», потому что просто раздача денег может вызвать инфляцию.

С другой стороны, если это будут разовые выплаты, они смогут помочь людям, которые находятся в очень тяжелом положении. Это вопрос выживания самых бедных слоев населения, но одна эта поддержка, я еще раз могу повторить, это выброшенные деньги, если не будет комплексной поддержки бизнеса, а именно это я считаю сейчас ключевым и важным.

— По вашему мнению, правительство готово пойти на такие шаги, реально избавить бизнес от налогов? Предприниматели говорят, что вроде бы декларируются такие меры, но до бизнеса они не доходят и остаются просто словами в документах.

— Я всегда стараюсь понять логику другой стороны. В правительстве сидят неглупые люди, экономисты, эксперты. Какая-то логика должна быть в том, что они сидят на триллионных Стабфондах и думают: никому ничего не дадим. Думаю, что логика власти такова, что сейчас с падением цен на нефть и с тем, что у нас бюджетные расходы, заложенные на этот год, выше, чем то, что мы получим в качестве нефтедолларов, она старается попридержать эти деньги. Не думаю, что у властей нет плана вообще их как-то раздать. Они понимают, что надвинулся такого размера кошмар, что надо попридержать и посмотреть – в какой момент выдавать. Просто может стать слишком поздно. Эти меры нужны уже сейчас. Я думаю, что сейчас понять весь объем ущерба невозможно, нужно идти на этот риск и начать тратить.

— Правительство анонсировало, что в бюджете страны 1 триллион 200 млн примерно на поддержку экономики. Многие считают, что этого недостаточно. С вашей точки зрения, этого хватит?

— Эта сумма как процент от нашего ВВП кажется мне вполне реальной и достаточной, если она будет целевой и правильно потрачена. Я не экономист, это надо высчитывать с точки зрения модели. На первый взгляд кажется, что этого должно хватить.

— На ваш взгляд, каким будет мир после коронавируса, совсем мы изменимся или что-то сохраним?

— Этот кризис – шанс всем нам задуматься: куда мы несемся и что мы делаем. Давно шли разговоры о снижении потребления. Они реализуются в ту великую депрессию, которую мы с вами в ближайшие два года будем видеть. Может быть это и неплохо в том смысле, что мы перестроим это потребление. Потому что с одной стороны – экономический кризис, который ударил по всем нам, с другой стороны, машина, которая потребляет все больше и больше, истощение ресурсов, – это тоже путь в никуда.

Для человечества это может стать шансом найти золотую середину потребления и потихонечку выходить из этого кризиса, который должен был рано или поздно наступить. Где-то надо было остановиться. Теперь надо постараться и немного изменить модель экономики.

 

Источник: https://ufa.rbc.ru/